Профессиональная сборка колёс, что это?

В велосипеде самое главное, конечно, рама и вилка, и то, как они совместимы, а вот после них идут по важности колеса. Хорошие велосипедные колеса сделают любой велосипед лучшим, и наоборот, плохие колеса, превращают даже лучший спортивный снаряд, в такой, который «не едет».

Существует много производителей, которые делают крутые колеса, но мы поговорим о том, как собирать их с нуля, сделать переспицовку велосипедных колёс, и о правке заводских колёс.

С чего начинается сборка колёс? (На этом этапе будем считать, что велосипед, на который будут ставиться колеса, известный и мы точно знаем необходимые стандарты: тип тормозов, тип крепления втулки, размер колеса).

1. Выбор ободов для колеса

2. Выбор втулок для нового колеса

3. Выбор количества спиц

4. Выбор спиц

5. Выбор ниппелей

Выбор ободов.

Обода - самый уязвимый элемент колёс, поэтому к выбору ободов для вашего велосипеда нужно подойти очень серьёзно. Обода следует выбирать, опираясь на следующие параметры:

 1. Вес велосипедиста в полной экипировке. Если планируется байкпакинг или велотуризм, то прибавляется вес вещей.

2. Где и как будет использоваться велосипед. Приоритеты того, кто будет на этих колесах ездить.

3. Внутренняя ширина обода. Это важно для выбора велосипедных покрышек.

4. Безкамерность велосипедных  покрышек, нужна или нет.

Далее следуют менее важные параметры ободов, но на которые следует обращать внимание:

 5. Наличие пистонов

6. Тип стыка обода, заклёпан или сварен.

Эти параметры влияют на цену обода и уже собранного колеса.

7. Обода под клинчеры или под трубку.

Клинчер может быть с крючком (большинство ободов) или хуклес (hookless)

8. Асимметричность обода.

Выбор втулок.

Параметры выбора:

1. Втулки на промышленных подшипниках или на подшипниках типа конус-чашка

2. Тип барабана: Shimano HG6-7 speed, Shimano HG8-10 speed (11-12 MTB), Shimano HG Road 11 speed, Campagnolo, Campagnolo N3W, Sram XD / XDr, Shimano microspline. Или резьбовое крепление трещотки.

3. Тип крепления тормозного диска (ротора). 6 болтов или центрлок.

4. Материал барабана втулки. Сталь, алюминий или титан. Втулки с алюминиевыми барабанами легче и дороже.

5. Типа храпового механизма: собачки или рэтчет.

Выбор количества спиц.

Это очень сложный, важный и ответственный момент. Ведь от веса велосипедиста и того, как и где он катается, зависит выбор количества спиц. Если не нужно собирать лёгкие вело колеса и нет целей побеждать в соревнованиях, то оптимально будет выбрать 28, 32, или даже 36 спиц на колесо. Все другие варианты количества спиц лучше обсуждать при оформлении заказа на сборку или переспицовку велосипедных колёс. В колесе может быть различное количество спиц: 16, 18, 20, 21 24, 27, 28, 32, 36, 40

Выбор спиц.

Спицы делятся на 2 больших подтипа: с круглым сечением и плоские. Также спицы делятся на прямые - Straightpull и J-образные - с загнутой головкой, их можно назвать классическими.

Выбор спиц, прямые или загнутые полностью, зависит от втулки.

Материал спиц - чаще всего сталь, но на вилсетах встречаются алюминиевые спицы, а также титановые, карбоновые, из кевларовых нитей.

В статье будем рассматривать только стальные круглые спицы с диаметром по центру от 1,4 мм до 3 мм. Все, что больше 2,3 мм используется на колёсах для мотоспорта и это мы рассматривать не будем. Круглые спицы могут быть с неизменной диаметром или батингом.

Например: спицы 1.8, 2.0, 2.2 - неизменный диаметр.

Спицы 2.0-1,8-2.0, 2.0-1.5-2.0, 1.8-1.4-1.8, 2.0-2.3 - спицы с двойным батингом.

Спицы 2.0-1.7-1.8, 2.0-1.5-2.2 - спицы с тройным батингом.

Плоские спицы могут быть в сечении прямоугольными или эллиптическими.

Наиболее распространённая резьба на велосипедных спицах - 14G, это резьба, которая накатывается на 2 мм участок спицы и имеет диаметр по вершинам 2,2 мм. Также встречаются резьбы 13G и 15G. 5. Выбор ниппеля.

Ниппели для велосипедных колёс изготавливаются из стали, латуни или алюминия. Материал сталь не рассматриваем, это самый дешёвый и ненадёжный вариант. Алюминиевые ниппели для колёс в 3 раза легче, чем латунные. По прочности почти не отличаются, но алюминиевые легче повредить при сборке колеса или его правке, тем более неправильным, либо некачественным инструментом.

У латунных ниппелей срок эксплуатации больше, ведь они меньше коррозируют.

Итак, у нас на руках есть обода, втулки, спицы и ниппели.

Что дальше? А дальше правильное спицевание колеса.

Правильно, чтобы ниппель камеры или безкамерной покрышки был между крестами спиц, так удобнее качать колесо мини насосами. А также хорошим тоном считается, если надпись на втулке смотрит на ниппель накачки колеса, но это не обязательно и больше походит на перфекционизм.

В зависимости от количества спиц и типа тормозов, колесо может быть заспицовано без крестов, или в 1,2,3, и даже 4 креста. Кресты - это сколько раз каждую спицу перекрещивают другие спицы. Для определения максимального количества крестов надо разделить количество спиц на 9 и округлить в меньшую сторону. То есть, колеса на 28 спиц собираются в 2 или 3 креста. Количество крестов можно выбрать только на классических втулках и J-образных спицах. На втулках под прямые спицы производитель выбирает сам количество крестов. Например, втулки DT под 28 прямых спиц собираются только в 3 креста.

Чем меньше крестов, тем жёстче колесо. Но слишком жёсткие колеса - не всегда хорошо. Поэтому оптимально выбирать 2 или 3 креста. При спицевании колеса ошибки при сборке не допустимы. Одна неверно вставлена ​​в обод спица - и колесо уже не получится собрать правильно.

Существуют ещё несколько ошибок при спицевании колёс, которые можно заметить не сразу, а когда уже начали натягивать спицы. В таком случае придётся разбирать и переделывать все заново.

К таким ошибкам относятся: вставить левые спицы в правые отверстия, а правые спицы в левые отверстия обода, и ошибиться чередованием спиц, в таком случае может показаться, что часть спиц слишком длинная.

Если все делать в нужной последовательности, и вставить первые 4 спицы правильно, то таких ошибок уже не будет.

Когда мы правильно наспицевали колесо, переходим к натягиванию спиц.

При натяжении колеса нужно точно знать максимально допустимое натяжение спиц, которое выдерживают втулки и обода. В большинстве этот показатель 1200H, или примерно 120 кг. Определять натяжение спиц помогает тензометр, который калибруется под каждый тип спиц.

В процессе сборки важно отслеживать ещё такие параметры:

- боковое биение (восьмёрка)

- радиальное биение (яйцо)

- равномерность натяжения спиц

- ровность зонта колеса.

Биение определяется индикаторами или специальными планками. Равномерность натяжения и максимальное натяжение спиц - тензометром.

Удовлетворительными считается колеса с равномерностью до 20%, хорошими до 10%, и идеальными - 3-5%.

Зонт - это положение обода между краями втулки, определяется зонтомером.

После отслеживания этих параметров производится снятие напряжения со спиц и финальная правка колеса.

После этого колесо будет ровным, и прослужит велосипедисту долго и без проблем.

В процессе эксплуатации спицы ослабляются, поэтому делать правку колёс необходимо с некоторой периодичностью. Для разных колёс она разная, обычно это от полугода до 2 лет. Во избежание проблем со спицами и ниппелями рекомендуем делать правку раз в год. В веломастерской магазина Black Bike вы можете заказать эту услугу, проконсультироваться с веломехаником или заказать эксклюзивные колеса для своих задач и побед в соревнованиях.