Зачем нужен и какими бывают велосипедные шатуны?

Популярность велосипедов растет с каждым годом. Сегодня велобайк есть практически во всех семьях. Кроме эксплуатации, владельцы регулярно сталкиваются с его обслуживанием. Современный велосипед состоит из множества узлов и механизмов, каждый из которых выполняет свою функцию и имеет определенный срок службы. Для передачи энергии от человека на колеса велосипеда предусмотрен целый ряд деталей.

Начальной точкой соприкосновения являются педали, которые, в свою очередь, крепятся к шатуну при помощи резьбового соединения. В связи с этим шатуны являются одними из самых сильно нагруженных деталей велосипеда. В зависимости от установки, шатуны бывают правосторонними и левосторонними. В качестве материала для их изготовления используются сталь или алюминий. Стальные изделия отличаются прочностью и большим весом. Устанавливаются, преимущественно, на велосипедах отечественного производства. Для снижения веса большинство зарубежных производителей используют детали из легких прочных сплавов, в том числе и алюминия.

Изделие может быть полым внутри с поперечными сечениями для повышения прочности. Правосторонний шатун идет в комплекте вместе с большой звездочкой или целым их комплектом. Он может как крепиться к звездочке отдельно при помощи болтов, так и составлять единую монолитную конструкцию. Первый вариант считается более практичным, поскольку позволяет производить замену звездочки в случае ее износа без смены самого шатуна.

Замена шатунов на велосипеде

Шатуны, в свою очередь, крепятся к обеим сторонам оси каретки. Для крепления деталей между собой используются два способа:

 

  • клиновой — ось каретки имеет специальный паз, куда входит металлический клин через специальное отверстие в шатуне. С одной стороны клин забивается молотком до упора, а с другой стороны имеет резьбу, на которую накручивается гайка. Такой способ крепления является ненадежным, поскольку клин в процессе трения с осью каретки со временем стирается, уменьшаясь в объеме. На начальных стадиях износа клина появляется неприятный скрип, затем люфт. Такой способ крепления применялся на велосипедах советского производства, а сейчас используется на бюджетных изделиях;
  • резьбовой — на более современных моделях шатун крепится к кареточной оси при помощи болта или гайки, скрытой зачастую пластиковой или металлической декоративной заглушкой. Некоторые производители устанавливают шатуны, снимающиеся только с одной стороны. Другая сторона шатуна представляет собой вместе с осью каретки единое целое.

 

Прежде, чем разобрать каретку на велосипеде для замены подшипников или оси, необходимо снять шатун. Процесс разборки зависит от способов крепления, которые описаны выше. При клиновом соединении достаточно открутить гайку на самом клине и выбить его из гнезда молотком. При резьбовом соединении необходимо использовать шестигранник или торцевой ключ, а также специальный съемник.

Услуги веломастерской компании Black Bike

Тем велосипедистам, у которых ремонт и обслуживание велобайков вызывают трудности, предлагаем воспользоваться услугами компании Black Bike. Опытные механики предлагают полный спектр технического обслуживания велосипедов, который включает: нулевое ТО, диагностику, профилактику, техническое обслуживание отдельных компонентов, а также полное ТО. Кроме этого, интернет-магазин компании предлагает большой выбор профессиональных и любительских велосипедов разной ценовой категории, а также аксессуаров к ним.