Дисковые тормоза уже повсеместно используются на современных шоссейных велосипедах, при этом четкого мнения относительно 140 и 160 размера у многих гонщиков и любителей нет. Стоит ли вообще ставить больший диаметр, есть ли от этого польза? В данной статье мы рассмотрим этот вопрос более подробно с учетом собственного опыта и мнений специалистов Shimano, SwissStop, Hope и SRAM, которые можно найти в сети.

Больше – лучше?

Простая физика подсказывает, что да, больший диаметр ротора обеспечивает большее тормозное усилие. Суть в том, что с увеличением размера ротора увеличивается и рычаг, действующий на колесо и поэтому его становится проще остановить.

Однако не все так просто. На скорость остановки влияет сразу несколько факторов основным из которых является сцепление покрышки велосипеда с дорогой. В какой-то момент сила вашего тормоза преодолеет силу трения между колесом и дорогой, что в итоге приведет к блокировке и заносу. Специалисты Shimano отмечают, что использование большого ротора в совокупности с агрессивным стилем катания будет провоцировать частые срывы в занос, а сама модуляция будет менее точной.

Другими словами, одно и то же усилие на тормозных ручках приведет к тому, что больший ротор заблокирует колеса раньше, чем ротор меньшего размера. Правда в этом есть и плюс, т.к. уменьшение ручного усилия на самом деле является преимуществом более крупных роторов. Нужно лишь привыкнуть к тому, что работать кистями рук можно легче. И действительно, если раньше вы ездили на 140-миллиметровых роторах, то при переходе на 160 размер разницу вы должны заметить безусловно.

Собственно сам размер 140 миллиметров появился на шоссейных велосипедах в результате перехода с ободных на дисковые тормоза. Тогда считалось, что тормозное усилие и ощущения именно 140 ротора наиболее близки к тому, которые давали ободные тормоза. Кроме того это вес, за которым все гнались и гонятся. Уже позже стали внедрять и 160 размер, в частности начали ставить его на передние колеса. Так появились гибридные варианты 160/140, которые и сегодня часто встречаются, в том числе и на дисковых тормозах горных велоспипедов.

Большие ротора дольше нагреваются. Большая площадь соприкосновения с колодкой увеличивает время нагрева, что особенно важно для затяжных спусков. При работе двумя тормозами перегреть такие роторы становится действительно сложно. По сути, мы опять видим, что при тех же условиях торможения ротор 160 мм будет продолжать работать должным образом в течение более длительного периода времени, чем ротор 140 мм.
 

Роторы большего размера весят больше?

Да, но в этом нет ничего особенного. И SRAM, и Shimano заявляют, что при переходе с 140 на 160 мм увеличение веса на ротор составляет всего 20 г, и если ваша рама изначально рассчитана на роторы 160 мм, вы можете просто не использовать адаптер и поставить больший ротор. В любом случае лучшее торможение стоит этих дополнительных 20 граммов.
 

Есть ли недостатки от увеличение размера ротора?

Кристиан Хеул из SwissStop предполагает, что главным недостатком 160 ротора является то, что он хуже держит свою форму под воздействием нагрузок. Проще говоря быстрее изгибается, что приводит к трению о колодки. По этой причине, в частности, SwissStop увеличивает ширину своих роторов по мере увеличения диаметра.

 

Как выбрать размер ротора?

Мнение SwissStop.

Спереди всегда использовать 160 размер, чтобы повысить эффективность торможения. Почти все команды UCI используют комбинацию 160 мм и 140 мм, поэтому для шоссейных велосипедов такие настройки, как говорится, проверены профессионалами. Для гравийных велосипедов можно смело ставить 160 ротор и на заднее колесо.

Мнение Shimano.

Производители велосипедов несут ответственность за то, чтобы их велосипеды соответствовали нормам EN/ISO, что также включает характеристики тормозов. Размер ротор должен подбираться в зависимости от типа велосипеда, стиля езды и физических параметров велосипедиста. В конце концов именно он определяет, достаточно ли ему тормозного усилия в тех или иных ситуациях.

У SRAM есть рекомендательная таблица для выбора ротора в зависимости от дисциплины и веса райдера.

Интересно, что велосипедистам до 82 кг рекомендуется использовать только 140-миллиметровые роторы. Это пример того, что большой ротор значительно быстрее блокирует колеса, особенно в условиях слабого сцепления и узких покрышек.

Надеемся, что наш материал поможет вам с выбором тормозного ротора для велосипеда. И даже если в комплектации вашего байка изначально идут не подходящие вам роторы, то не забывайте, что в большинстве случаев их можно легко заменить.